АО «НПФ «НевИнтерМаш»

ОПЫТ РЕШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЗАДАЧ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧИХ КОЛЕС ЦЕНТРОБЕЖНЫХ КОМПРЕССОРОВ. МАТЕРИАЛЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

АО «НПФ «НевИнтерМаш» специализируется на решении технических задач проектирования, конструирования, производства, поставки, монтажа, пусконаладки, диагностирования, ремонта, модернизации и реверс-инжиниринга центробежных компрессорных установок химических, нефтехимических, нефте- и газоперерабатывающих заводов.

Для замены физически изношенных и морально устаревших основных деталей и узлов импортного компрессорного оборудования его создатели не предоставили информацию об их структуре и способе производства, поэтому у промышленных предприятий РФ отсутствовала возможность отказаться от поставок импортных деталей и узлов, однако санкционная политика США и стран ЕС в отношении России на фоне мировой напряженности заставляет осознать актуальность перехода к развитию производства отечественной наукоемкой высокотехнологичной продукции.

Одними из основных узлов, ограничивающих ресурс центробежного компрессора, а также одними из наиболее нагруженных при эксплуатации компрессора и сложных в проектировании и производстве узлов, являются рабочие колеса ротора.

В соответствии с наиболее часто применяемыми в настоящее время в отечественной практике турбокомпрессоростроения международными стандартами АPI 617 и ISO 10439 соединения дисков рабочих колес за- крытого типа должны быть сварными или паяными, при этом с соответствующими обоснованиями и согласованием допускается применение и других конструктивных и технологических решений.

Реализация на предприятиях нефте- и газопереработки проектов современных технологических процессов определяет сложные и тяжелые условия эксплуатации проектируемых центробежных компрессоров, предполагая работу машин на различных режимах, требующих кроме детальной расчетной газодинамической проработки с точки зрения энергоэффективности также и обеспечение работоспособности и надежной эксплуатации на каждом режиме, что, в свою очередь, определяет необходимость особого внимания к материальному, конструктивному и технологическому исполнению основных деталей и узлов, в частности, рабочих колес, работающих в агрессивных средах и подвергающихся эрозионному износу и коррозионному растрескиванию под напряжением, сульфидному и водородному.

Материальное исполнение деталей и узлов компрессорных установок выбирается в соответствии с наиболее часто применяемыми в настоящее время в отечественной практике турбокомпрессоростроения международными стандартами NACE MR-0103 и ISO 15156, предполагающими использование как специальных сталей, так и сплавов цветных металлов, среди которых в качестве материалов рабочих колес центробежных компрессоров наибольшее употребление получили титановые сплавы.

В настоящее время как в собственных технических проектах центробежных компрессорных установок, так и при выполнении работ в сфере импортозамещения методом реверс-инжиниринга, АО «НПФ «НевИнтерМаш» освоено и реализуется на практике производство рабочих колес центробежных компрессоров из высокопрочных титановых сплавов и высоколегированных износостойких сталей переходного класса. Также освоена и реализуется на практике высокотемпературная вакуумная пайка рабочих колес из обозначенных материалов, а технологические разработки в области пайки, отработанные в ходе научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, позволяющие снизить стоимость и время изготовления узлов по сравнению с применяемыми в турбокомпрессоростроении ранее способами пайки, находятся в стадии патентования.

В качестве примера реализации в конструкции ротора центробежного компрессора, проектируемого АО «НПФ «НевИнтерМаш» паяных рабочих колес из титанового сплава, можно привести проект компрессора для установки замедленного коксования ПАО «Орскнефтеоргсинтез»: использование паяных рабочих колес из титанового сплава ВТ6С, рекомендуемого стандартами NACE MR-0103 и ISO 15156, определено необходимостью обеспечения надежной эксплуатации компрессора на 15 различных режимах, предполагающих возможность работы машины на технологическом газе с высоким содержанием сероводорода и влаги,

а также особенностями конструктивной реализации результатов газодинамического проектирования, определившими использование восьмиступенчатого ротора, и, соответственно, необходимостью отстройки деталей от опасных резонансов на каждом режиме.

Паяные титановые рабочие колеса в обозначенном проекте использованы в конструкции ротора только для первой секции компрессора, где высокая нагруженность и высокое содержание влаги в сероводородсодержащем газе исключали возможность применения стали — рабочие колеса второй секции выполнены из стали бейнитного класса 14Х2ГМР в клепаном исполнении (рис. 1).

В ходе научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы специалистами АО «НПФ «НевИнтерМаш» была разработана технология термообработки стальных клепаных рабочих колес в сборе, позволяющая сохранить микроструктуру стали, необходимую для обеспечения стойкости материала к сульфидному растрескиванию под напряжением с обеспечением требуемых отраслевых запасов прочности — также было показано, что обеспечить надежность сварных рабочих колес в данном случае сложнее ввиду невозможности выполнения сварных швов и зоны термического влияния однородными по структуре по отношению к основному металлу.

В качестве примера реализации АО «НПФ «НевИнтерМаш» в конструкции ротора паяных рабочих колес из высоколегированной стали можно привести проект ротора для установки 25/7 ПАО «Славнефть — ЯНОС» (рис. 2): использование паяных рабочих колес из стали 07Х16Н6 определено техническим заданием из соображений повышения стойкости к эрозионному и коррозионному износу, а также повышению запасов статической прочности.

При реализации технологического процесса производства паяных рабочих колес из высокопрочной стали переходного аустенитно-мартенситного класса разработана технология, позволившая отказаться от бандажирования и автовакуумирования паяных рабочих колес перед закалкой с быстрым охлаждением.

Стоит отметить, что в настоящее время большинством зарубежных производителей при разработке центробежных компрессоров в силу технологических особенностей в конструкции роторов используются паяные рабочие колеса, и освоение технологии высокотемпературной вакуумной пайки рабочих колес является необходимым условием для разработки и производства конкурентоспособного оборудования, обладающего высокой степенью надежности и мировым уровнем качества.

Таким образом, в связи со сложившейся экономической ситуацией, выбранным курсом Президента и Правительства Российской Федерации в сторону импортозамещения, АО «НПФ «НевИнтерМаш», имея огромный потенциал и все необходимые ресурсы, готово пойти на решение любых поставленных задач в сфере производства работ в области турбокомпрессоростроения.

 

И.А. Максименко

АО «НПФ «Невинтермаш», г. Санкт-Петербург

Рис. 1
Рис. 2